БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

  Главная особенность бизнес-моделирования заключается в том, что в его основе должны лежать бизнес-процессы. Именно система управления бизнес-процессами BMP (Business Process Management) является фундаментом, на котором строится большое количество других систем управления и технологий.

 Во многих организациях активно внедрялись и продолжают внедряться различные подходы, методики и технологии управления, совершенствования и оптимизации. 

  Практика показывает, что в некоторых случаях данные методики имеют успех на первоначальном этапе внедрения, но потом постепенно утрачивают свою эффективность и забываются. 

  Безуспешность попыток улучшения работы организации с помощью этих подходов / методик часто обусловлена несистемностью и разрозненностью действий, не предполагающих глубокого анализа и коренных изменений в работе организации. 

 Основной способ преодоления данной проблемы — это внедрение в организации процессного подхода к управлению (т. е. построение системы управления бизнес-процессами) как основы для реализации других методик, технологий управления / совершенствования и оптимизации. 

 Сложные методики бизнес-моделирования, которые нельзя свести к простым и понятным действиям, в организациях, как правило, не работают. Ведь, в конечном счёте, реализация этих методик и результаты их применения ложатся на персонал и линейных руководителей организации, которые не всегда обладают специализированными компетенциям в области современных методик управления и бизнес-инжиниринга, а порой встречают их «в штыки». 

 Чтобы внедряемая в организации методика (технология) и проект в целом были успешными и принесли запланированные результаты, желательно, чтобы они были: 

          - Недорогими. Особенно это актуально для средних и небольших организаций, которые не                      могут себе позволить внедрять дорогостоящие решения; 
          - Простыми и понятными рядовым сотрудникам организации; 
          - Практически направленными, иметь достаточно «быстрые», и в то же время, долгосрочные                  результаты; 
         - Учитывали специфику менеджмента российских компаний; 
         - Содержали примеры и типовые решения. 

 Здесь также уместно привести 8 главных принципов менеджмента качества, которые относятся ко всем задачам бизнес-моделирования и позволяют обеспечить их выполнение.

         1. Ориентация на потребителя; 
         2. Лидерство руководителя; 
         3. Вовлечение работников; 
         4. Процессный подход; 
         5. Системный подход к менеджменту; 
         6. Постоянное улучшение; 
         7. Принятие решений, основанное на фактах; 
         8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. 

 Действительно, несоблюдение даже 1–2 принципов может оказать негативное влияние на развитие организации.

ЗНАЧЕНИЕ

  Чем же бизнес-модель в итоге помогает функционированию организации? Можно выделить несколько наиболее заметных и широко известных положительных эффектов, проявляющихся при грамотном и системном описании бизнес-процессов.

    1. Повышение прозрачности, управляемости и контролируемости деятельности организации на              всех уровнях; 
   2. Снижение времени выполнения и издержек, повышение качества и эффективности бизнес-                  процессов; 
   3. Возможность тиражировать бизнес организации (создавать дополнительные клиентские                        отделения, офисы, представительства); 
   4. Комплексное и устойчивое развитие организации, системный подход к принятию решений; 
   5. Уменьшение зависимости от персонала, правильный подбор сотрудников, повышение                           эффективности работы персонала и руководителей; 
   6. Повышение лояльности и удовлетворенности клиентов, и, как следствие, репутации                                организации; 
   7. Финансовый результат. 

      Однако есть и другие аспекты, которые не так хорошо известны широкому кругу руководителей и собственников бизнеса.

   Бизнес-моделирование и связанные с ним технологии / решения оказывают существенное влияние на рейтинги организации, которые присваиваются рейтинговыми агентствами, в том числе международными (Fitch, Moody’s, S&P и др.). 

     В результате анализа методик присвоения рейтингов различных международных и российских агентств, а также по итогам интервью с представителями агентств, автору удалось выяснить, что многими агентствами при расчёте рейтингов организаций учитывается группа факторов под условным названием «Корпоративное управление / менеджмент» (нефинансовые оценки). Этот параметр включает в себя следующие факторы: 
  - Адекватная и детально проработанная стратегия организации; 
  - Развитая система риск-менеджмента (включая систему управления операционными рисками);
  - Уровень регламентированности (формализованности) бизнес-процессов; 
  - Качество бизнес-процессов (история показателей KPI);
  - Уровень автоматизации бизнес-процессов, состояние информационных систем и технологий (ИТ);
  - Организационная структура (формализованность, эффективность, прозрачность, распределение         ответственности и полномочий); 

  Эволюция и функционирование различных систем управления в организации (система менеджмента качества, система работы и взаимоотношения с клиентами, система управления персоналом и т. п.).

    Детальные условия и оценки зависят от конкретного агентства.

   Алгоритм присвоения рейтинга довольно простой и понятный. Аудиторы рейтингового агентства изучают и дают оценку деятельности организации в соответствии правилами и критериями, заложенными в методику присвоения рейтинга. В качестве входной информации выступают:
       - Нормативные и отчётные документы организации;
       - Наблюдение за деятельностью организации и интервью. 

   Поэтому важно не только разработать большое количество правильных и актуальных документов, но и довести их до сотрудников, обеспечить эффективное исполнение бизнес-процессов и функционирование систем управления на практике.

   Оценки по всем критериям суммируются по определённым правилам и, исходя из общей суммы баллов, определяется рейтинг организации. Каждая группа критериев может иметь различный вес, поэтому большая сумма баллов по группе критериев с небольшим весом окажет не очень большой вклад в итоговую оценку. 

   Условные обозначения присваиваемых рейтингов (рейтинговая шкала) могут быть различными в зависимости от рейтингового агентства и самого типа рейтинга (кредитный рейтинг, рейтинг надёжности, рейтинг качества управления, рейтинг финансовой устойчивости и др). Например: высший уровень надёжности, удовлетворительный уровень надёжности, низкий уровень надёжности и т. д. 

   Высокий рейтинг свидетельствует не только о надёжности и стабильности организации и её менеджмента, но также позволяет решить следующие важные задачи. 
   1. Участие в тендерах и аккредитациях; 
   2. Улучшение имиджа (авторитета) организации на рынке, среди партнёров и контрагентов;
   3. Улучшение имиджа (авторитета) организации у органов государственной власти; 
   4. Расширение клиентской базы; 
   5. Привлечение инвесторов; 
   6. Как следствие всех перечисленных пунктов — улучшение финансовых показателей. 

    Таким образом, для публичных компаний, заинтересованных в повышении международных или национальных рейтингов, при оценке эффективности проекта построения комплексной бизнес-модели целесообразно учесть дополнительные возможности по улучшению рейтинговых позиций. Отметим, что адекватная проработка всех перечисленных выше факторов, влияющих на рейтинг организации, безусловно требует применения профессиональных программных продуктов бизнес-моделирования (ППБМ).

   Дополнительные возможности в этом направлении предоставляет использование типовых успешных отраслевых решений. В качестве актуального примера можно привести «Комплексную типовую бизнес-модель коммерческого банка», разработанную в программном продукте Business Studio. Обобщая лучшие практики процессного управления в кредитных организациях, эта модель выступает в качестве образца, на основе которого компании финансового сектора могут совершенствовать корпоративное управление по всем перечисленным выше параметрам.

«ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЙ НАБОР» ЗНАНИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ БИЗНЕС-АНАЛИТИКА

   Программные продукты бизнес-моделирования: Business Studio, ARIS, AllFusion Process Modeler (BPWIN), Бизнес-инженер, Microsoft Visio; 

   Нотации бизнес-моделирования и описания бизнес-процессов: IDEF0, IDEF3, Data Flow Diagram (DFD), extended Event Driven Process Chain (eEPC), Value Added chain Diagram (VAD), Cross Functional Flowchart и др. В каждый программный продукт бизнес-моделирования заложен свой набор нотаций, и они подробно описаны в Руководстве пользователя к программному продукту;

  Методики и методы бизнес-инжиниринга / менеджмента:

  - Разработка и внедрение системы сбалансированных показателей BSC / KPI;
  - Описание бизнес-процессов; 
  - Анализ, оптимизация, повышение качества бизнес-процессов; 
  - Управление бизнес-процессами на долгосрочной основе; 
  - Функционально-стоимостной анализ (ФСА) и имитационное моделирование; 
  - Описание и оптимизация организационной структуры, численности персонала; 
  - Построение систем мотивации персонала; 
  - Построение и организация функционирования системы менеджмента качества (ISO 9000); 
  - Управление проектами (в том числе по PMBOK — Project management body of knowledge); 
  - Построение комплексной бизнес-модели организации; 
  - Бенчмаркинг; 
  - Lean, 6 Sigma (концепции улучшения качества за счёт стабилизации характеристик продукции              (конечного результата) и снижения вариабельности процессов. )
  - TQM (всеобщее управление качеством); 

 С помощью ППБМ автоматизируется выполнение всех задач и проектов. Это в несколько раз сокращает время и повышает эффективность работ. Например, система Business Studio позволяет по нажатию одной кнопки автоматически сформировать регламентирующую документацию на основе разработанных моделей бизнес-процессов, обеспечивая значительную экономию финансовых и трудовых ресурсов.